Российское авторское общество (РАО) сообщило, что Максим Дмитриев пытается заблокировать банковские счета организации. Дмитриев до недавнего времени занимал пост гендиректора «Первого музыкального издательства» (ПМИ): по его собственным словам, он уже сложил с себя эти полномочия. В конце августа Дмитриев частью авторов был избран руководителем РАО. Правда, текущий менеджмент и авторский совет РАО объявили его избрание недействительным, а конференцию, на которой это произошло, нелегитимной.
В сообщении РАО говорится, что Дмитриев «вводит в заблуждение руководство кредитных учреждений относительно прекращения полномочий лиц, имеющих право распоряжаться денежными средствами на счетах РАО, – действующих гендиректора РАО Сергея Федотова и его первого заместителя Веры Федотовой». Также, по данным РАО, он «пытается воспрепятствовать осуществлению банковских операций по счетам РАО». При этом Дмитриев ссылается на недействительные решения конференции, проведенной с нарушением законодательства, говорится в сообщении общества. РАО сообщает, что счета организации не заблокированы, выплаты авторского вознаграждения продолжаются.
Сам Дмитриев сказал «Ведомостям», что действительно отправил письма в банки, с которыми работает РАО. Однако речь, по его словам, не идет о блокировке счетов: он лишь обратил внимание руководителей банков на то, что именно он является законно избранным гендиректором РАО. В письме Дмитриева в Альфа-банк, с которым ознакомились «Ведомости», говорится: «Прошу обратить особое внимание на проверку полномочий лиц, действующих от имени РАО, при осуществлении банковских операций по счетам РАО».
По словам Дмитриева, аналогичные письма были отправлены в Сбербанк, «Глобэкс банк», «Новиком банк», «Юниаструм банк», Внешэкономбанк, банк «Новопокровский», НЗбанк. «Моя главная цель – гарантировать сохранность денег авторов и не допустить их очередной растраты», - говорит Дмитриев. «На конференции авторами передо мной была поставлена четкая задача – провести независимый аудит РАО и обеспечить его финансовое оздоровление. При этом, безусловно, необходимо сохранить бесперебойность выплат авторского вознаграждения, но исключительно в рамках закона», - добавил он.
31 августа инициативная группа авторов, в оргкомитет которой вошли поэты Александр Вулых, Сергей Сашин, композиторы Евгений Кобылянский и Игорь Матета, начала собирать подписи авторов для созыва конференции РАО. Они сообщили, что авторы недовольны текущей ситуацией в РАО и хотят сменить его нынешнего гендиректора Сергея Федотова, недавно арестованного по обвинению в мошенничестве. В результате на конференции авторы прекратили полномочия Федотова, а также авторского совета РАО.
Дмитриев тогда пообещал, что в ближайшее время новый менеджмент РАО отправит документы о проведении конференции в Минюст, который должен будет зарегистрировать изменения. Представитель Минюста сообщил лишь, что документы на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы РАО, в министерство не поступали. Он добавил, что также министерство получило обращение о проведении конференции 31 августа в нарушение устава РАО. При этом сам Минюст не уполномочен признавать собрания коммерческих организаций нелегитимными, продолжает представитель министерства. Решение собрания может быть признано недействительным лишь судом – например, в том случае, если допущено нарушение порядка созыва собрания, его подготовки и проведения, влияющее на волеизъявление участников собрания.
На этой неделе член ревизионной комиссии РАО Александр Назаров и участники авторского совета общества Александр Клевицкий и Николай Денисов подали иск о признании конференции 31 августа незаконной. Позже Назаров отозвал иск, два остальных члена совета РАО продолжат оспаривать легитимность мероприятия.
По словам профессора кафедры гражданского процесса МГУ, доктора юридических наук Дмитрия Малешина, все полномочия по назначению гендиректора находятся у общего собрания. Если такое собрание (конференция в случае с РАО) было проведено, директор избран, то он сразу является полномочным, для этого не требуется никаких регистрационных действий, говорит он.
Гендиректор является полномочным, если выполнены одновременно три условия: его избрал легитимный орган, этот орган был созван в соответствии с уставом организации и директор набрал необходимое количество голосов, говорит партнер King & Spalding Илья Рачков. Тогда для этой организации он сразу становится действующим директором. Однако для того чтобы его полномочия действовали в отношении третьих лиц, например банков, необходимо, чтобы эти изменения были внесены в Единый госреестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Если этого не произошло, то третьи лица могут принимать платежные документы с подписью старого гендиректора, чье имя фигурирует в ЕГРЮЛ (а это – Федотов), и они не несут никаких неблагоприятных последствий от этого, резюмирует Рачков.
Полномочия руководителей организаций, в которых гендиректор выбирается общим собранием, возникают с момента избрания – это подтверждает и судебная практика, говорит заведующий адвокатской конторы «Публичное право» Алексей Евдокимов. Что касается третьих лиц, в частности банков, то они, получив информацию о переизбрании директора, обычно приостанавливают все платежи и просят организацию подтвердить полномочия гендиректора.