Российский рынок такси составляет около 441 млрд руб. на начало 2016 г. Это примерно соответствует 0,6% ВВП. К такому выводу пришли в результате исследования эксперты Аналитического центра (АЦ) при правительстве России.
На теневой сектор в индустрии таксомоторных перевозок приходится пятая часть - эксперты оценили его выручку в 116,4 млрд руб. за год. Сейчас это в основном “мерцающие работники” - автомобилисты, для которых такси не основная работа. Поэтому их выручка на одну машину существенно ниже, чем у легальных таксистов, говорится в исследовании.
Нелегальные таксисты, а также такси из Московской области восполняют недостаток в обеспеченности такси в столице, говорится в исследовании. Сейчас на 1000 человек в Москве приходится 4,5 такси. Целевое значение, по мнению АЦ, - 7,5 такси на 1000 жителей.
При таком уровне парка такси могут выполнять не только вспомогательную транспортную функцию, но и в отдельных зонах стать основным видом транспорта, - прогнозируют эксперты.
В целом авторы исследования оценили число легально работающих такси в России в 338 000, при том что в стране выдано около 457 000 разрешений на такие услуги. За 2010-2014 гг. число автомобилей в индустрии такси выросло более чем на 20%, а сам рынок - на 85%, говорится в отчете аналитиков.
Среди основных причин роста рынка - увеличение количества такси, емкости рынка и среднего чека, а также “повышение производительности труда в сфере такси из-за появления агрегаторов, перечисляют авторы исследования АЦ (такие, как “Яндекс.Такси”, Gett, Uber. - “Ведомости”).
Спрос на агрегаторы сформировало появление большого количества мелких и средних компаний и частных таксистов, считают эксперты АЦ при правительстве. Агрегаторы “позволили еще активнее развиваться некрупным игрокам”, увеличили среднее количество заказов и снизили порожний пробег. “Также за счет оптимизации внутренних затрат на колл-центры и диспетчеризацию, а также сокращения холостого хода, времени простоя и затрат на бензин сократилась себестоимость поездки”, - говорится в обзоре.
В 2015 г. схожий эффект на себестоимость от появления агрегаторов на рынке такси отмечала Федерация автовладельцев России (ФАР). Организация в письме генпрокурору России Юрию Чайке заявляла, что компании - агрегаторы такси воздействуют «на управленческие процессы» при установке таксопарками тарифов, что «имеет все признаки состава преступления по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп)». Это приводит, говорилось в письме, «к монополизации тарифообразования на рынках таксомоторных услуг субъектов Российской Федерации» компаниями Uber, Gettaxi и «Яндекс.Такси».
В конце 2015 г. депутаты начали готовить поправки в законопроект о регулировании таксомоторной деятельности, внесенный единороссами Евгением Москвичевым и Вячеславом Лысаковым в 2014 г. и принятый в первом чтении. Законопроект предполагает резкое увеличение штрафов для такси, работающих без лицензии. Поправки ко второму чтению запретят сервисам такси работать с неофициальными таксистами. Но при этом региональным властям запретят вводить единый цвет такси и квоты на количество перевозчиков, которые предлагают московские власти. В январе 2016 г. Лысаков заявлял, что закон планируется принять в феврале-марте.
При легализации теневого сектора потенциальный объем налоговых поступлений может составлять порядка 6,98 млрд руб. в год, если предположить, что используется УСН с налогом на оборот, - оценивают эксперты АЦ.
При использовании патентной системы налоговые поступления могли бы составить около 5,96 млрд руб.
Uber, Gettaxi и «Яндекс.Такси» заявляли ранее, что сотрудничают только с официальными таксистами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий